Это материал о визуализации архитектурного решения.

 

Это материал о роли архитектора в процессе разработки проекта.

 

Это материал о роли архитектора, как представителя интересов заказчика.

 

Несмотря на то, что профессиональный архитектор проектировщик, вынужден заниматься практически только проектированием, отдаляясь от процесса строительства и строителей, его роль, как главного строителя, продолжает оставаться. Это происходит потому, что в основе всего процесса строительства, так или иначе, лежит архитектурное решение. Даже если это решение самое примитивное, все равно, оно разрабатывается архитектором. Конечно, роль архитектора может на себя возложить тот или иной участник процесса, но это принципиально дела не меняет.

Взаимоотношения архитектора со строителями редко бывают радужными. Для строителей архитектор, как правило, является фактором неудобства. Да иначе и быть не может, ведь корпоративный интерес строителей заключается в том, чтобы скорей и проще завершить строительство, архитектор же, со своими «творческими заморочками», часто является помехой в этом устремлении. Хотя, если объект получается удачным в архитектурном отношении, то это также идет в зачет и строителям и положительно сказывается на их благополучии.

Если архитектор является непосредственным начальником строителей и у него есть возможность управлять ими административно или посредством финансов, то ситуацию можно считать вполне гармоничной, поскольку при этом архитектор является главным не номинально, а реально (дело тут остается только за тем, чтобы он сам принимал достаточно адекватные решения). Однако, иногда бывает так, что архитектор зависит от строителей. Такая ситуация возникает, когда строительная компания, продвигающая определенную технологию на рынок, включает в свою структуру архитекторов для разработки архитектурных проектов под имеющуюся технологию. В этом случае архитекторы оказываются зависимы от условий, которые предъявляет к ним компания и от тех условий, которые предъявляет технология к проектным решениям. Тут, конечно, архитектура тоже имеет важное значение, но технология – важнее. Аналогичная ситуация существовала в Советском Союзе в период развития индустриального домостроения. Результат, как говорится, налицо.

В качестве примечания, стоит отметить, что столь ограниченная степень свободы принятия проектных решений, которая существовала при проектировании и строительстве домов типовых серий, несмотря на неважный результат в плане эстетики, может быть весьма полезной как школа для начинающих архитекторов, поскольку способствует получению необходимых навыков в нахождении оптимальных архитектурных решений в усложненных условиях.

При разработке проектной документации роль архитектора также можно назвать ключевой. Проектная документация современного здания представляет собой многотомный документ, состоящий из не менее чем 12 разделов. В этих разделах прорабатываются вопросы конструктивного решения, инженерного оборудования, пожарной безопасности, доступности здания для маломобильных групп населения и другие. Каждый раздел выполняют специалисты-проектировщики соответствующего профиля. Основой для разработки всех разделов проекта является архитектурное решение. В процессе создания своих разделов проекта все специалисты согласовывают и координируют свои решения с архитектором. Таким образом, архитектурное решение – это не просто один из разделов проекта, а определяющий раздел, и роль архитектора – разработчика этого решения – аналогична роли дирижера в оркестре.

Во взаимоотношениях архитектора с заказчиком самое основное, к чему следует стремиться – это взаимопонимание. Для взаимопонимания первым условием является «общий язык». Каждая из сторон должна иметь представление о проблемах другой. С этой целью в последующих статьях будет рассказано о некоторых творческих методах архитектора.

 

Профессия архитектора одна из древних профессий. Ее название происходит от греческого слова architekthon, что означает – главный строитель.

Значит, архитектор – это главный строитель. Выходит, у древних греков архитекторами называли предводителей строителей, то есть, бригадиров, или как там? В те далекие времена, когда архитектура была «застывшей музыкой» ее творили мастера с помощью ватаги помощников-учеников. Сам мастер назывался архитектор. С тех пор методы строительства сильно изменились, а название осталось.

Хотя, на самом деле, в народе отношение к строительству, строителям и архитектору остается все тем же. Обычно, если кто-то хочет построить себе дом, он идет к соседу, который только что закончил строить себе жилище, и просит порекомендовать ему толковых строителей.

Видимо, так было и есть во все времена и во всех странах. Как сто или тысячу лет назад, так и теперь бригады строителей кочуют от объекта к объекту, строят такие здания, на которых они специализируются. При этом, строители нарабатывают опыт и выявляют стиль. Возглавляет такую команду, обычно, самый опытный, толковый и энергичный из них – «главный строитель».

Рассуждая об архитекторе как о «главном строителе», не стоит забывать о таком важном участнике строительства, как хозяин – заказчик застройщик. Среди заказчиков индивидуальных домов немало таких, кто сам готов и, даже, стремится выступить в роли «главного строителя». «Кто платит, тот и музыку заказывает» – этот принцип позволяет хозяину максимально влиять на результат строительства, поэтому в случае наличия у него творческого потенциала и желания самореализоваться при постройке своего дома, он тоже может считаться, хоть и самодеятельным, но, все же, архитектором.

Однако, с течением времени, одни профессии исчезают, другие – появляются, третьи – видоизменяются. В наши дни, в результате возникновения новых методов проектирования и строительства зданий и сооружений, профессия архитектора, хотя и сохранила свое античное название, однако наполнилась несколько иным содержанием, по сравнению с тем, какое она имела первоначально.

Например, древнегреческий архитектор Херсифрон, основной автор одного из чудес света, храма Артемиды в Дельфах, в пятом веке до нашей эры в процессе строительства, наряду с вопросами эстетического свойства, решал также и все другие, касающиеся возведения этого храма, то есть –  конструктивные, и весьма серьезные вопросы, относящиеся к технологии строительства. По ходу дела, ему даже пришлось изобрести некоторые приемы и способы строительства, до той поры никогда не применявшиеся.

Теперь, в проектировании и строительстве зданий, наряду с архитектором, участвует довольно большое количество различных специалистов, ведающих различными отраслями этого процесса. Это конструкторы, инженеры (сантехники, электрики и т. д.), технологи, экономисты и сметчики и многие другие. Со временем, список специальностей, участвующих в создании архитектуры, вероятно, будет только увеличиваться. Это связано с тем, что сам процесс проектирования стал довольно сложным и продолжает усложняться.

Однако, это вовсе не значит, что архитектору теперь делать нечего. Для того, чтобы разработать объемно-планировочное решение объекта, отвечающее всем требованиям различных инстанций и строительных и прочих норм, конструктивным и технологическим требованиям, и, при этом, чтобы оно было гармоничным и эстетичным, приходится здорово потрудиться.

Так же, в связи с увеличением объема той информации, которой приходится оперировать, и усложнением задач, которые архитекторам приходится решать, происходит разделение на различные отрасли внутри самой профессии. Так: есть архитекторы – градостроители, основной предмет их деятельности – планировка городов, районов, микрорайонов, поселков, в общем – всяких поселений; есть архитекторы – “промовцы”, занимающиеся проектированием производственных объектов; есть архитекторы – “жилищники” и архитекторы –  “общественники”, которые занимаются проектированием, соответственно, жилых и общественных зданий. Далее, названные выше отрасли архитектурной профессии можно подразделять на специальности в зависимости от специфики объектов. Например, существует много различных типов общественных зданий: учебные, лечебные, зрелищные, спортивные, торговые, административные и т.д.; и каждый из этих типов зданий обладает определенной спецификой, которая требует специальных знаний и навыков проектирования.

Кроме того, есть архитекторы – реставраторы, которые занимаются восстановлением архитектурных памятников; есть ландшафтные архитекторы, их предмет деятельности – парки, сады и скверы; есть архитекторы – специалисты по интерьерам.

А еще есть архитекторы – ученые (правда, теперь их очень мало). Их задача – писать научные труды и статьи о том, какие бывают типы зданий и чем они характеризуются, и разрабатывать нормы и правила проектирования.

Ну, и конечно, есть архитекторы – чиновники (это - Главные архитекторы городов, округов, районов; начальники управлений, председатели комитетов и т.д.), их задача - регулировать процесс строительства путем разрешения, или не разрешения строительства, утверждения, или не утверждения проектов. Вообще, усмирение строительной стихии и направление ее в организованное русло, само по себе – дело нужное, ну, а что получается из этого на самом деле – это вопрос другой.

В связи с разницей в объектах у различных архитектурных специальностей имеется определенная разница в наборе профессиональных приемов и штампов, но, так же и много общего, ведь основной предмет все равно один – архитектура.

Если говорить о разнице специальностей, то тогда придется рассматривать и подвергать анализу каждую из них. Проще поговорить о том, что в них общего, что характерно для профессии архитектора вообще.

Главное в профессии архитектора – это то, что она совмещает в себе два начала – рациональное и иррациональное, то есть – техническое и эстетическое. Если выражаться языком шестидесятых годов прошедшего века, архитектор одновременно, и «физик», и «лирик». Эти два начала противоположны одно другому, и предполагают совершенно различные способы мышления и различные мировосприятия; совмещать их в себе очень непросто, но можно (Харсифрон же смог…).