Профессия архитектора одна из древних профессий. Ее название происходит от греческого слова architekthon, что означает – главный строитель.
Значит, архитектор – это главный строитель. Выходит, у древних греков архитекторами называли предводителей строителей, то есть, бригадиров, или как там? В те далекие времена, когда архитектура была «застывшей музыкой» ее творили мастера с помощью ватаги помощников-учеников. Сам мастер назывался архитектор. С тех пор методы строительства сильно изменились, а название осталось.
Хотя, на самом деле, в народе отношение к строительству, строителям и архитектору остается все тем же. Обычно, если кто-то хочет построить себе дом, он идет к соседу, который только что закончил строить себе жилище, и просит порекомендовать ему толковых строителей.
Видимо, так было и есть во все времена и во всех странах. Как сто или тысячу лет назад, так и теперь бригады строителей кочуют от объекта к объекту, строят такие здания, на которых они специализируются. При этом, строители нарабатывают опыт и выявляют стиль. Возглавляет такую команду, обычно, самый опытный, толковый и энергичный из них – «главный строитель».
Рассуждая об архитекторе как о «главном строителе», не стоит забывать о таком важном участнике строительства, как хозяин – заказчик застройщик. Среди заказчиков индивидуальных домов немало таких, кто сам готов и, даже, стремится выступить в роли «главного строителя». «Кто платит, тот и музыку заказывает» – этот принцип позволяет хозяину максимально влиять на результат строительства, поэтому в случае наличия у него творческого потенциала и желания самореализоваться при постройке своего дома, он тоже может считаться, хоть и самодеятельным, но, все же, архитектором.
Однако, с течением времени, одни профессии исчезают, другие – появляются, третьи – видоизменяются. В наши дни, в результате возникновения новых методов проектирования и строительства зданий и сооружений, профессия архитектора, хотя и сохранила свое античное название, однако наполнилась несколько иным содержанием, по сравнению с тем, какое она имела первоначально.
Например, древнегреческий архитектор Херсифрон, основной автор одного из чудес света, храма Артемиды в Дельфах, в пятом веке до нашей эры в процессе строительства, наряду с вопросами эстетического свойства, решал также и все другие, касающиеся возведения этого храма, то есть – конструктивные, и весьма серьезные вопросы, относящиеся к технологии строительства. По ходу дела, ему даже пришлось изобрести некоторые приемы и способы строительства, до той поры никогда не применявшиеся.
Теперь, в проектировании и строительстве зданий, наряду с архитектором, участвует довольно большое количество различных специалистов, ведающих различными отраслями этого процесса. Это конструкторы, инженеры (сантехники, электрики и т. д.), технологи, экономисты и сметчики и многие другие. Со временем, список специальностей, участвующих в создании архитектуры, вероятно, будет только увеличиваться. Это связано с тем, что сам процесс проектирования стал довольно сложным и продолжает усложняться.
Однако, это вовсе не значит, что архитектору теперь делать нечего. Для того, чтобы разработать объемно-планировочное решение объекта, отвечающее всем требованиям различных инстанций и строительных и прочих норм, конструктивным и технологическим требованиям, и, при этом, чтобы оно было гармоничным и эстетичным, приходится здорово потрудиться.
Так же, в связи с увеличением объема той информации, которой приходится оперировать, и усложнением задач, которые архитекторам приходится решать, происходит разделение на различные отрасли внутри самой профессии. Так: есть архитекторы – градостроители, основной предмет их деятельности – планировка городов, районов, микрорайонов, поселков, в общем – всяких поселений; есть архитекторы – “промовцы”, занимающиеся проектированием производственных объектов; есть архитекторы – “жилищники” и архитекторы – “общественники”, которые занимаются проектированием, соответственно, жилых и общественных зданий. Далее, названные выше отрасли архитектурной профессии можно подразделять на специальности в зависимости от специфики объектов. Например, существует много различных типов общественных зданий: учебные, лечебные, зрелищные, спортивные, торговые, административные и т.д.; и каждый из этих типов зданий обладает определенной спецификой, которая требует специальных знаний и навыков проектирования.
Кроме того, есть архитекторы – реставраторы, которые занимаются восстановлением архитектурных памятников; есть ландшафтные архитекторы, их предмет деятельности – парки, сады и скверы; есть архитекторы – специалисты по интерьерам.
А еще есть архитекторы – ученые (правда, теперь их очень мало). Их задача – писать научные труды и статьи о том, какие бывают типы зданий и чем они характеризуются, и разрабатывать нормы и правила проектирования.
Ну, и конечно, есть архитекторы – чиновники (это - Главные архитекторы городов, округов, районов; начальники управлений, председатели комитетов и т.д.), их задача - регулировать процесс строительства путем разрешения, или не разрешения строительства, утверждения, или не утверждения проектов. Вообще, усмирение строительной стихии и направление ее в организованное русло, само по себе – дело нужное, ну, а что получается из этого на самом деле – это вопрос другой.
В связи с разницей в объектах у различных архитектурных специальностей имеется определенная разница в наборе профессиональных приемов и штампов, но, так же и много общего, ведь основной предмет все равно один – архитектура.
Если говорить о разнице специальностей, то тогда придется рассматривать и подвергать анализу каждую из них. Проще поговорить о том, что в них общего, что характерно для профессии архитектора вообще.
Главное в профессии архитектора – это то, что она совмещает в себе два начала – рациональное и иррациональное, то есть – техническое и эстетическое. Если выражаться языком шестидесятых годов прошедшего века, архитектор одновременно, и «физик», и «лирик». Эти два начала противоположны одно другому, и предполагают совершенно различные способы мышления и различные мировосприятия; совмещать их в себе очень непросто, но можно (Харсифрон же смог…).