Процесс реконструкции многоквартирного жилого дома состоит из различных этапов. От того, сколько времени займет каждый этап зависит и общая продолжительность всего процесса. Также на продолжительность реконструкции влияют особенности самого объекта, различные сопутствующие обстоятельства и то, на сколько рационально организован сам процесс.
Первый опыт – реконструкция жилого дома по адресу улица Мишина, 32 – занял более десяти лет. Это явилось результатом того, что столь новое и необычное мероприятие (да еще и проводившееся в период постоянного изменения нормативной базы) потребовало большого количества различных согласований и пересогласований. При этом, строительно-монтажные работы проводились в нормальном темпе и заняли временной период около полутора лет.
На основании первого удачного опыта реконструкции многоквартирного жилого дома за счет средств собственников жилья Департамент градостроительной политики Москвы выпустил Методические рекомендации по разработке и реализации проектов реконструкции жилых домов с надстройкой и обстройкой здания без отселения жителей с привлечением средств собственников и других источников внебюджетного финансирования. В Рекомендациях предлагается апробированный алгоритм реализации проекта, учитывающий особенности реконструкции многоквартирного жилого дома без отселения жителей за счет средств собственников жилья, и позволяющий существенно сократить сроки различных этапов и всего процесса в целом.
Теперь процесс реконструкции тех объектов, который осуществляется в соответствии с названными рекомендациями может реализоваться в течении двух с половиной – трех лет, начиная с момента образования юридического лица.

 

Основные вопросы:

В процессе проведения собрания собственников жилья основными темами дискуссии, обычно, являются вопросы: какой смысл в реконструкции жилого многоквартирного дома и на сколько реальна реконструкция конкретного жилого дома (или домов)?

Для того, чтобы ответы на эти вопросы имели под собой существенное основание, необходимо провести предварительную работу.

Эта работа заключается в том, чтобы, собрав те исходные данные, какие возможно (план БТИ своего дома и соседних домов, ситуационный план, на котором отображено размещение дома в окружающей застройке), провести предварительный архитектурно-градостроительный анализ ситуации для определения возможности реконструкции жилого дома. 

Первоначальные исходные данные, которые указаны выше, позволяют сориентироваться в отношении следующих перспектив:

  • какой высоты надстройка над существующим домом возможна, исходя из условий инсоляции соседних домов и территории;
  • какое объемно-пространственное решение может получить дом в результате реконструкции;
  • какое количество дополнительной площади может быть получено при реконструкции дома в надстроенной и пристроенной части;
  • какой квартирный состав может получиться в доме в результате реконструкции;
  • какие варианты реконструкции возможны;
  • какие дополнительные возможности, или, наоборот, препятствия, могут возникнуть.

Эта работа должна производиться квалифицированным специалистом-архитектором, который хорошо разбирается в вопросах проектирования жилых и общественных зданий и застройки.

 

Основные вопросы:

Регистрация ТСЖ и постановка на налоговый учет требует тщательной подготовки документов установленной формы.

Порядок Регистрации юридических лиц в Российской Федерации изложен Федеральном законе от 08.08.2001г. №129ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация ТСЖ (ЖСК и др.) представляет собой внесение записи в государственные реестры и является, по сути, актом уполномоченного органа. Таким органом является Федеральная налоговая служба.

Список документов, которые необходимо подготовить для регистрации ТСЖ следующий:

  • заявление о государственной регистрации по форме № 11001;
  • решение о создании ТСЖ в виде протокола общего собрания (подлинник, или нотариально заверенную копию);
  • 2 экземпляра устава ТСЖ (прошитые, пронумерованные и утвержденные общим собранием домовладельцев);
  • квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию товарищества.

Очень важным этапом на начальном этапе регистрации является регистрация устава ТСЖ. Он учитывает многие вопросы, в частности, определяет полномочия председателя и членов правления ТСЖ, а также ответственность перед остальными учредителями. Более того, устав регулирует всю деятельность ТСЖ (ЖСК).

 

Основные вопросы:

При подготовке и проведении собрания собственников по вопросу организации юридического лица (ТСЖ, ЖСК и др.) для реконструкции с надстройкой многоквартирного дома без отселения с целью дальнейшей разработки и реализации инвестиционного проекта следует правильно выбрать форму юридического лица ТСЖ, ЖСК и др. исходя из интересов собственников помещений и будущих пайщиков. Если не учтены интересы этих сторон при реализации проекта и оформлении собственности могут возникнуть проблемы, для разрешения которых потребуется дополнительное время и затраты.

Собрание проводится в соответствии с главой 9.1 Гражданского кодекса РФ и статьями 44 – 48 и 136 Жилищного кодекса РФ.

Решение об организации ТСЖ принимается в том случае, если за это проголосовали не менее двух третей от общего числа собственников жилья в доме (п.2 пп.1 статья 136 ЖК РФ).

Помимо Гражданского и жилищного кодексов РФ при подготовке и проведении общего собрания собственников жилья можно руководствоваться "Методическими рекомендациями по подготовке и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме", выпущенными Департаментом жилищной политики Москвы в 2005 году, в которых подробно изложены все условия проведения общего собрания собственников жилья. Указанные рекомендации можно скачать на данном сайте в разделе "Методические материалы".

 

Основные вопросы:

Основным документом бизнес-планирования для Товарищества является бизнес план, ядром которого является организационный и финансовый планы работы ТСЖ по разработке и реализации Проекта.

Бизнес-план является внутренним документом организации и не требует представления в согласующие или контролирующие органы (за исключением тех случаев, когда необходимо привлечь к софинансированию сторонние кредитные организации), поэтому он может быть разработан по упрощенному стандарту, например, согласно рекомендациям, составленным Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства с учетом международных стандартов UNIDO. Кроме того, он используется, в основном, в рамках ТСЖ при финансировании за счет внутренних источников – денежных средств граждан.

Бизнес-план необходим для того, чтобы перед началом процесса заблаговременно можно было оценить его экономическую эффективность и в дальнейшем, в процессе реализации проекта рационально управлять финансовыми потоками.

При взаимодействии с различными финансовыми организациями (например, для получения кредита или заключения инвестиционного договора) Бизнес-план является весьма важным аргументом.

 

Основные вопросы: